Следующий далее текст
предлагается издателям для печати и будет набиваться по мере наличия
свободного времени неполными фрагментами из разных частей. Можно
подписаться на книгу по себестоимости, когда она выйдет в печатном
виде, для этого пришлите ваши контактные адреса. Также принимается
спонсорская помощь, которая ускорит издание, позволив нанять набивщиков текста.
30/04/04 СПб Major
Б.И Шеломов
Детство и отрочество
1. Наш дом на Нарвском проспекте. Родные.
Я родился в 1922 году в семье школьного преподавателя химии. Тогда в Ленинграде было голодно, и родственники, видя мамину беременность , посмеивались , до последнего момента уверяли Олю, что это у нее, наверно, живот просто от картошки раздуло (многие тогда пухли от голода). Роды принимал наш домашний врач Галанин. Он подарил маме свою книгу по уходу за детьми.
-------------------------------
*
Авторский рисунок
Как и все дворы того времени, наш двор был отгорожен от соседних
почерневшими от времени высокими дощатыми заборами. Иногда южный забор
сотрясался от гулких ударов камней: это был сигнал для “битвы”. Соседские
мальчишки тотчас перелезали к нам, и затевалась драка. Ни я, ни мой старший
брат Владимир, конечно, в этих драках участия не принимали... Впрочем,
вспомнилось: Вове было лет 14. Он был здоровенный, сильный.На него на
переднем дворе напали мальчишки. Он стал двоих крутить, как карусель, а мне
сказал: “Боря, иди домой, я сейчас приду”. Мне было тогда 5 лет. А напали,
конечно, “резиновские”: в доме 11 жили рабочие завода “Красный треугольник”.
Про их детей наши так и говорили: “резиновская шпана”.
В те времена у нас и понятия не имели о такой роскоши, как детские сады,
пионерские лагеря, и в летнее время двор с самого утра бывал буквально
заполнен разновозрастными детьми. То тут, то там затевались игры.
Верховодили дети постарше. Иногда вспыхивали кратковременные ссоры, и тогда
начиналась словесная дуэль: “Борис-барбарис" на ниточке повис!”
—“Зинка-корзинка, сзади барабан—по всем городам!” —“Галка-крестница, тебе
ровесница, окрестила—в помойную яму опустила”. (Дразнилок было множество,
и они были подлиннее: я их забыл.) Дети без опаски выбегали на улицу
(в 6-7-летнем возрасте - и я вместе с ними, хотя и побаивался: а вдруг мама
узнает), носились вокруг дворника Ивана Филипповича, поливавшего улицу из
шланга, кричали: “Дядя Ваня, оболей! Дядя Ваня, оболей!” Тот неожиданно
опускал на них шипящую струю, поднимался визг. “Айда на пустырь!”- и,
перебежав дорогу, дети продолжали игры на противоположном пустыре. Там,
на горушке, стоял заброшенный дом, в нем играли в прятки, в “бабушка продай
уголок”.
А то, бывало, на передний двор приходили: точильщик ножей; татарин-старьевщик
, кричавший: “Костей, тряпок! Бутылок, банок!”; частушечник, бивший в такт
пронзительному пению ложкой по кастрюле; фокусник-шпагоглотатель; шарманщик
с попугаем. Попугай вытаскивал своим клювом-закорючкой пакетики со
“счастьем”. (Мне однажды попалось колечко.) Открывались окна, и летели
завернутые в бумажки монеты. Дети подбирали их и несли шарманщику.
Но вот из магазина идет мама. Вспотевший и уставший от бесни, подбегаю к
ней-и она отламывает для меня горбушку хлеба, душистого, теплого... До чего
вкусно! А дома я на хлеб бы и не посмотрел: аппетит у меня был прескверный.
После обеда, завершив домашние дела, во двор выходили пожилые женщины,
старушки, выпускали из сараев кур, садились на скамейки и заводили беседы,
приглядывая за маленькими детьми, возившимися в песочнице. Еще позже
появлялись мужчины. От некоторых пахло куревом и винным перегаром. Одни
устраивались играть в домино и карты, другие забирались в дальнюю беседку.
Оттуда звучали гитара, гармошка, пьяные песни. Меня уводили домой.
А когда наступал летний вечер, в открытые окна - городских комаров тогда еще
не было - лились тишина, запах берез и благовест соседней церкви.
Ко времени моего рождения мама уже не работала воспитательницей в приюте на
Старопетергофском проспекте. Помню ее рассказы об этой работе: как ловили
вора, который в поисках съестного шарил по детским шкафчикам (это была одна
из уборщиц), как мама спасала тонувшую девочку Варю. Купались на берегу
Лоцмановского острова. Мама была с мальчиками, а девочки - в стороне. Вдруг
одна из них бежит и кричит: “Варя Блюдцева тонет! Варя Блюдцева тонет!”
Мама - туда и, как есть, во всей одежде, в длинной юбке, бросилась в воду,
вытащила Варю за волосы и откачала ее. Рассказ повторялся неоднократно, у
мамы была привычка говорить скороговоркой, и мне слышалось - “верблюдцева”.
Я помню маму “домашней хозяйкой” (позже ей, правда, пришлось один год
поработать педагогом). Ей, выросшей в семье, где были и няня, и прислуга,
трудно было хозяйничать одной, убирать 47-метровую квартиру (плюс кухня,
прихожая и длинный коридор), обстирывать и кормить семью из 4-х человек
(из которых трое - “ мужики”). Ванной комнаты не было, на кухне все грелось
на дровяной плите и на керосинке (примусов мама боялась). Конечно, никаких
холодильников и стиральных машин тогда не было. Не было и крана горячей воды
. Велась безнадежная борьба с крысами, мышами, блохами и молью (клопов и
тараканов тогда мы еще не знали. Из насекомых помню еще множество пауков,
мух, мокриц, вертлявых треххвостых чешуйниц, а также удивительную тварь -
книжного скорпиона). Мама была напугана голодовкой и держала в шкафах и
сундуках изрядные запасы муки, макарон, круп, сахарного песку, галет и
сухарей. Там тоже, конечно, заводились свои насекомые-нахлебники.
Папа - в школе, Вова - тоже, я играю на полу в гостиной со своими игрушками.
А мама - рядом, в кухне, стирает. И я слышу, как она сперва тихо, потом все
громче начинает разговаривать сама с собой. Слова ее грустные и жутковатые:
“ Мама, возьми меня к себе!”...
Когда мы оставались вечером вдвоем с мамой, она брала книгу и, прижав меня к
себе, под свой серый плед с кисточками, читала вслух. В комнате было
прохладно (печку топил только папа), но мне было тепло и уютно. И очень
интересно было наблюдать снизу за кончиком маминого носа: от выразительного
чтения он шевелился. Мама читала очень образно, увлекательно.
Летом мама брала книги и выходила во двор. Там, у дровяного сарая, сидели на
скамейке женщины: “Дети! Ольга Николаевна идет, бегите к ней!” Мама садилась
на травяной бугорок под березу. Дети, и я вместе с ними, рассаживались вокруг
нее, и она читала нам сказки. Как сейчас, вижу эту картину: в свете вечернего
солнца сияют, по-радужному переливаются ее подколотые пушистые темнорусые
волосы, длинная темнозеленая юбка, белая шелковая кофточка с оборочками и
кружевами, высокие зашнурованные сапожки. И кругом, по склону бугорка -
завороженные детские глаза. Читала она “в лицах”.
А то затеет хоровод с песнями, подвижные игры. Обычно она уводила нас в
соседний сад дома №7, в “ ясли”: там была чистая трава и никто не мешал.
Там была и вышеупомянутая береза на бугорке. И на заднем дворе, и в
“яслях” было полно цветов, мы собирали их, плели венки (тогда еще и
лекарственная ромашка росла: хорошо помню ее вытянутые цветоложа и
загнутые книзу короткие лепестки. Называли мы ее почему-то собачьей).
Красное вечернее солнце ярко отражалось от окон нашего дома. Казалось, что
дом живой, что окна - его глаза и что дом задумчиво смотрит вдаль, за заборы.
Пора было идти домой. Но детям хотелось играть, и мама уступала, затевалась
последняя игра - “ горелки”. Мне нравился тот момент, когда все хором кричали
: “Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!” И птички, и
колокольчики мне действительно мерещились в свете заходящего солнца. И лишь
раздавалось: “Раз- два- три, беги”, я во весь дух несся, чтобы схватить руку
Тамары, пока не успел догнать нас ведущий. Да, тогда моим кумиром была Тамара
Сахманова. Я старался всюду быть поближе к ней. Она была на год старше и
опекала меня. Помню ее среди лужайки добрую, красивую, улыбающуюся, в венке
из ромашек. В те годы я помню ее во сне царевной. То, что я опишу, и на
сон-то не похоже, настолько все видится красочным, во многих подробностях...
Меня привели в старинное красивое здание. Большие окна, широкая лестница из
зеленоватого камня, да и все кругом - под цвет морской волны. На лестнице и
рядом с ней играют дети. Подошел высокий мальчик с черными кудрями и умными
глазами и повел меня в соседнее помещение. В коридорчике женщина,
смотревшаяся в зеркало, нагнулась ко мне и сказала что-то ласковое. А дальше
- большой зал. Там восседал на возвышении кто-то очень важный, наверно,
царь.
Он поговорил со мной и подвел к Тамаре. На ней была надета небольшая золотая
корона. Тамара взяла меня за руку и повела показывать дворец. Помнятся
почтенные старички и старушки, сидевшие вдоль разукрашенных стен, они
приветливо кивали нам...
Мама занималась с детьми дома. Репетиторствовала и, кажется, бесплатно. Это
были мальчики. Они жили на нашей лестнице. Пока они решали задачи, мама тоже
давала мне задачку из Евтушевского или Малинина-Буренина. Все про купцов да
резервуары. Мне было тогда 6 или 7 лет, и я относился к этому, как к игре,
решал с удовольствием. Мама не настаивала, она говорила: “Хочешь порешать
вместе с мальчиками?” Полюбил я математику на всю жизнь. А потом детям
разрешалось поиграть со мной. Приглашался Вова. Он играл на рояле, мы
маршировали, затем пели песни. Играли еще и в кубики (у нас были прекрасные
дореволюционные каменные наборы).
Мама учила соседских женщин грамоте. Приходила бывшая Вовина нянька
дворничиха Васса Кузьминична Кошина - бабушка Васса. Она никак не могла
запомнить букву “ Ы”. Как-то раз, когда она сидела и мучилась, вспоминая эту
букву, мама замахнулась на нее букварем (это был, конечно, шутливый
педагогический прием, и от испуга бабушка Васса вспомнила: “Ы-ы-ы!”. Но так
как она была тучная, да еще напряглась, сиденье стула под ней провалилось,
и ее было потом трудно вытаскивать.
В 6 лет мама начала учить меня играть на рояле. Один год водила к своей
двоюродной тетке Маргарите Эмильевне Людвиг (немке) на Дровяную улицу. Та
учила меня по Лютшу (вначале целые ноты, потом половинные, потом четверти и
т.д.) и все ставила в пример мне какую-то расфуфыренную девочку. Потом учил
Вова. Он был старше меня на 9 лет. Играл он очень прилично, увлекался
Рахманиновым, Прокофьевым, Дебюсси, Мясковским. Методы его были
своеобразные. Во время моей игры он становился сзади с резиновой клизмочкой
(она была куплена для котенка, страдавшего запором), и если я ошибался,
пускал струю холодной воды мне за шиворот. Может кто бы и заплакал от такой
“казни”, но я - нет, я брата очень любил и все терпел. Часто играли в 4 руки,
и брат не позволял мне поправляться, требовал в случае заминки “ловить” его.
Он научил меня читать с листа.
Было время, когда я был в музыкальных занятиях предоставлен самому себе:
мама засекала время: “Вот сейчас 12 – до двух поиграй”, и уходила на кухню.
А я, чтобы заполнить это время, брал с этажерки ноты, в основном, оперные
клавиры, и играл их подряд. Позже, в армии, помнится, посчастливилось как-то
раз сесть за рояль – так из-под пальцев и понеслось попурри из “Мадемуазель
Нитуш” Эрве (почему именно это попурри ?..)
С папой мама часто разговаривала по-французски. Видимо, чтобы я не понимал.
(Кажется, мама иногда ревновала папу к школьным учительницам, но может я и
ошибаюсь.) Когда я пошел в школу, маме пришлось изучать и немецкий, чтобы
помочь мне. Учила меня так: “Как – книга?”- Молчу. Она в шутку, сделав
сердитые глаза и поджав губы, замахивается учебником... “Дас бух,
дас бух!” - тут же тороплюсь вспомнить я. Мнемоника использовалась во-всю.
Наверху – обен: там, выше этажами, живут оба моих приятеля и
т. п.
Когда маме пришлось поработать в школе (на Курляндской улице), мне было 9
или 10 лет. В большую перемену собирала она освободившихся от завтрака детей
и устраивала в рекреационном зале хороводы, игры, танцы. Мне она давала
написанные от руки ноты, и я аккомпанировал ей. Было, видимо, ей нелегко,
так как детей набивалось битком, стоял шум. Но голос у нее был звонкий, все
она делала быстро, темпераментно, и у нас получалось. Правда, дети лезли на
рояль смотреть, как я играю, клавиши были попорчены. Я колотил и сбивал в
кровь пальцы. Но все равно было интересно.
Когда к нам домой приходили поиграть девочки (после Тамары лучшей моей
приятельницей стала Клавдя Кузнецова из 31-го номера, потом Ляля, Зина ), я
очень “заводился”, и мама, чтобы успокоить, звала всех к роялю, и мы пели
песни. Вот не могу вспомнить автора музыкальных сказок: был такой сборник с
картинками, там – “Репка”, “Из-за леса, из-за гор”, “Кот, петух и лиса”,
“Цапля и журавль”, “Красная шапочка”, “О мертвой царевне и 7 богатырях”.
Мне очень нравилось петь. Пели также русские народные песни. А когда
аккомпанировал Вова, то пели революционные песни и песни гражданской войны,
всякие современные, по тем временам, а также песни Прокофьева.
Папа тоже иногда участвовал в домашнем музицировании. Он когда-то, в
армейские годы, еще до революции, играл в великорусском оркестре, и у него
сохранилась теноровая домра. До сих пор слышу Андреевский вальс “Фавн” с
вовиным сопровождением. Папа преподавал в школе химию. В старших классах я
учился у него. (У него учился и Вова, училась и наша двоюродная сестра Ира
Петрова и тасина сестра Полина.) В спальне у окна стоял папин преферансный
столик, справа на нем всегда лежала стопка книг, спереди – чернильница, а
внутри – табачное хозяйство. Папа сам набивал гильзы. Курил он много.
Я любил играть с ним в солдатики, в путешественники, строить карточные
домики.
Папу любили в школе его коллеги. У нас часто собирались его друзья. Велись
оживленные разговоры, споры. Выпивали по рюмочке-другой. На столе бывало
много закусок. Всегда был и свекольный винегрет, и картошка с луком и
копченой треской. Папа шутил, острил, рассказывал анекдоты и при этом
закручивал кончик уса себе в рот. В школе его звали дядей Ваней. Иногда он
устраивал дома вечера занимательной химии. Нарядившись чародеем-алхимиком,
показывал фокусы. Вот он поднимает, как бы изрекая заклинания, руки над
столом, незаметно капает из пипетки азотной кислотой – и вдруг до потолка
взметается вспышка огня от бертолетовой соли. А тут из угла стола тем
временем начинает выползать и виться бесконечная вонючая змея. На выступе
печки загорались цветные огни, обновлялись иконы, вода превращалась в вино,
на стене появлялись фосфорисцирующие рожицы и так далее.
А в школе во время урока он подходил к вытяжному шкафу и курил. Вел уроки он
интересно, хотя в классе и стоял шумок. Я посещал у него занятия химического
кружка. Школа была богата реактивами, химической посудой, и мы делали много
всякого любопытного.
Летом папа любил ловить рыбу, но меня он к этому так и не приохотил. Зато я
с удовольствием ходил вместе с ним за грибами.
2. Самые ранние воспоминания (до 4-х лет)
( Ноты)
Пись-ка, пись-ка, пе-ре-ве-ре-весь-ка
Рас-фон-та-ни-лась сов-сем.
Как пук-ну на весь дом –
От ме-ня все ку-выр-ком!
(Надо учесть, что “р” я не произносил до 6 лет.)
(Ноты)
Показываю Вове: “Сначала – весело, а потом – грустно.”
(Ноты),
а я трещал бамбуковой тросточкой по гофрам печки, другой же рукой хлопал печной дверцей, затем переходил на медные чашки весов и витые ручки чугунных утюгов.С. ПРОКОФЬЕВ !!!
(Авторский рисунок – план квартиры)
3. Тайцы, снова Сиверская, предшкольные годы, мои сны и фантазии.
На телеге по дороге
Едет-едет дядя Трога.
Вова усомнился, стоит ли мне сочинять дальше про этого дядю Трогу: “Сочиняй-ка лучше про нашего кота.” Я начал:
Жил на свете серый кот.
Мамин голос из кухни:
Серка-кот был обормот.
Вова: “Ну, сочиняй дальше.” А дальше не идет. Тогда мама и Вова помогли мне, и общими усилиями ( больше усилиями взрослых) мы сочинили так:
Серка-кот ловил мышей,
К маме нес мышей скорей,
А потом под стол бежал
И мышей он там съедал.
Раз пошел наш кот на двор
(А наш серый кот был вор).
Видит Серка между гряд
Пару желтеньких цыплят.
Слышно было только “пик” –
Съел цыплят наш Серка вмиг.
Дворник все это узнал,
Маме весточку прислал:
“Вы скорей примите меры,
А не то проститесь с Серым.”
Мама Серку наказала,
Гулять больше не пускала.
Серка больше не гуляет –
Маме сказочки читает.
Счет,
счет,
счет! –
--это было чуть ли не девизом моим в то время. (Одна из таких тетрадей у меня сохранилась.) Рисовал я там всякие “страхи”(насмотрелся иллюстраций к Гоголю), сочинял свои языки. Под влиянием “Сказок” Афанасьева, где в конце были приведены сказки на украинском и белорусском языках, я стал выдумывать язык “Кошатка”. Я составил словари, писал на этом языке. Позже, в школе, я познакомил с ним моего друга Женю.
-------------------------------------- 4. Школа. Младшие классы. Летние месяцы. Наконец Вова поступает в вуз, на электро-металлургический факультет индустр
Для “Кошатки” я выдумал особый шрифт. В последнее лето перед школой я показал этот шрифт Коле Шаронову, двоюродному брату Левы. Коля, он был немного старше меня, предложил сколотить некоторых ребят вокруг нас и организовать секретный союз. В союз вошли я, Коля, Лева и Сережа. Каждый переписал шрифт, и мы стали писать друг другу записки только такими секретными буквами.
Гога и Витя организовали игру в войну. Разделились на два лагеря и стали ловить друг друга в плен. У пленного выпытывали планы нападения и отнимали “секретные документы” в виде бумажки с рисунком двора и разными непонятными знаками. Потом долго ломали головы над замыслами врага. К игре примкнули девочки, и тогда мы увлеклись новой игрой: в казаки-разбойники. Прятались по подвалам. Это было очень интересно. Ребята знали какие-то тайные ходы, и мне случалось лазать в водосточных трубах.
Гога увлекся строительством планеров. Он выносил их на двор и пускал. Планеры были то на колесах, то на пробковых поплавках, чтобы пускать по лужам. И всегда вокруг него собиралась толпа ребят. Однажды он вынес на двор ракетомобиль. Корпус бумажный, а хвост из перечницы. Он поджег хвост, ракетомобиль зашипел и побежал по земле, затем фыркнул и полетел кубарем, напугав куриц.
В ясли были привезены старые доски и разный стройматериал. Мы испросили разрешения у дяди Лени и построили своими силами будку. Эта будка в течение всего лета служила нам и местом для игр в плохую погоду (чаще играли там в фантики), и крепостью в военных играх. Это было во вторую половину лета: каждый смастерил себе щит, меч. Гога сделал для меня копье, топорик и меч, Вова – щит с надписью “Боря – СССР”, мама сшила кольчугу с латами, папа купил пожарную каску из папье-маше – бравый солдат, да и только. С каким почтением отнеслись ко мне ребята на дворе!.. Гога и Витя вновь стали руководить игрой: они – атаманы. Строили они нас по росту и водили друг на друга, после чего мы вступали в бой. Кольнули кинжалом – значит убит, падай. Тут надо честно. На ночь мы оставили в кустах у нашей крепости часового. Когда я вечером выглянул в окно, то увидел, как к крепости подошли Катя и Капа. Тотчас на них с деревянным ножом выскочил Валя Лабутин, часовой. Затем они о чем-то поговорили, и Валя пошел домой: вероятно, девочки обещали стеречь крепость, благо, жили тут же, в здании “Матмлада”.
На другой день игра была продолжена. На этот раз войска расположились двумя полукругами, а атаманы вышли в центр и стали сражаться. Вдруг из куста выскочил Лева Лассан. Он вспрыгнул на спину Вите и “заколол” его своим мечом. Витя театрально упал. Лева, конечно, нарушил извечное правило: поединку атаманов не мешай. Но было это все так лихо, что вызвало одобрительный гул обеих партий, и войско Гоги было признано победителем.
А вечером нашу крепость оккупировал известный хулиган и пьяница Жоржик со своими собутыльниками, и военные игры закончились.
Мои предшкольные годы – это годы бурной фантазии и фантастических снов. Сны сливались с грезами. Опишу несколько снов того времени.
...Возвращаемся из гостей. Темно. По проезжей части улицы идет толпа странных людей в высоких барашковых шапках с высокими закрученными наверху посохами. Они поют заунывную песню. “Кто это?” – А Вова отвечает: “Это ВАНЫ”.
...Сплошная чернота, прорезаемая тонкими, как бы я теперь сказал, лазерными лучами. Я бесплотен и летаю в космосе. Слышу мужские перекликающиеся голоса. Это Бог и его помощники создают Вселенную. Лучи – это нечто вроде строительных лесов.
...Я в прекрасном дворце. Мой столик-бюро с вожделенными секретными ящичками. Что-то из них достаю и иду в соседний зал, где меня ждут приятели. Все мы в средневековых одеяниях.
...Я, в квадратном берете, длинном черном одеянии, с деловой папкой под мышкой, выхожу из дома, запираю старинную дверь на ключ и куда-то иду по узкой улочке. Кругом готические здания. Мне низко кланяются.
-----------------------------
5. Старшие классы. Летние месяцы.
В 5-й класс мы ходили уже в другое здание, почти на углу пр. Газа и Курляндской улицы.
------------------------------------------
6. Сведения о моих родных и близких по родству.
Дедушка (папин папа) Василий Евграфович Шеломов, 1838-1915. *) Родился в Чернигове. Был незаконнорожденным. В 16 лет определен в Пермский батальон военных кантонистов, где служил барабанщиком.
-----------------------------