Знак опасной зоны

Женя Скрипник

КАК ПУТЕШЕСТВОВАТЬ АВТОСТОПОМ


Автостоп - это способ побывать в любых уголках нашей (и не только) страны, практически не расходуя средств на проезд. Ездить автостопом можно везде, где есть транспорт - от Крайнего Севера до Черного моря, от Петербурга до Магадана. Для многих это единственно доступный способ дальних путешествий, но не стоит думать, что этим занимаются только те, у кого нет достаточно средств для оплаты перемещения на автобусах, поездах, судах и т.д. Автостоп просто интереснее других видов езды, так как позволяет лучше узнать людей и места, содержит элементы спорта, непредсказуемости, что позволяет вырваться из привычной рутины повседневности и размеренности.

Автостоп - это не только способ достигнуть пункта назначения на халяву, но и определенное состояние души. Как писал в своей книге "Дальняя дорога" Б. Носик:

"Автостоп - это не мероприятие. Это взаимоотношения людей на дороге. Это способ жизни. Это проявление доброты и дружелюбия. Это взаимопомощь, протянутая рука помощи".

Конечно, не каждый готов к таким путешествиям. Есть люди, считающие, что за все нужно платить деньгами и получение чьей-либо помощи унижает их достоинство. К слову замечу, что настоящий, этичный автостоп это не халява. Автостопщик едет не как клиент, а как друг и товарищ, всегда готовый не только составить компанию в пути, но и разделить все тяготы дороги, оказать посильную помощь. Если вдруг в дороге сломается машина или случиться иная неприятность, автостопщик должен оказать посильную помощь или хотя бы просто постоять рядом, а не нагло отсиживаться в кабине, пока водитель копается в моторе под дождем и ветром.

Многие, запуганные СМИ, предрассудками и страшными рассказами друзей, боятся ехать первый раз. Часто приходилось слышать, что "времена не те", что автостопщика обязательно должны убить, трахнуть в извращенной форме или хотя бы ограбить. Причем такого мнения придерживаются не только люди старшего поколения, но и молодежь. Имея некоторый личный опыт автостопа и опираясь на мнение мастеров, на счету которых не один десяток тысяч километров автостопом, я могу утверждать, что ничего подобного в значимых масштабах нет. Несмотря на то, что сотни людей ездят так на протяжении многих лет, случаи избиений и ограблений редки и, как правило, причастно к ним местное население, а не водители. Таким образом, возможность пострадать от криминала немногим больше, чем у собственного подъезда. Реальную же опасность на дороге представляет движущийся автомобиль и об этом нельзя забывать. Присутствует и известная вероятность пострадать в аварии. Существенность этой опасности для себя каждый должен оценивать сам. Для снижения риска нужно выполнять простые правила: пристегиваться ремнями безопасности, не ездить на явно аварийных машинах, избегать пьяных водителей и латентных самоубийц (что сразу видно по стилю вождения), во время разговора следить за дорогой, а ночью приглядывать за водителем, чтобы не дать ему уснуть за рулем. Последнее правило само собой подразумевает, что ночью никогда не надо спать, если в кабине больше нет никого, кто мог бы контролировать состояние водителя. Если водитель потихоньку начинает засыпать (мотание по дороге, прижимание к обочине), предложите остановиться на отдых или смените его, если есть права. Желательно брать с собой аптечку, особенно при езде по глухим трассам или ночью.

Для многих начинающих проблемой является получение разрешения родителей на подобные путешествия. Посоветовать тут что-то универсальное трудно. Обычно волнений меньше, если вы едете вдвоем, особенно с опытным человеком. Также положительно влияет на родителей авторитет - приведите в гости живого автостопщика (если найдете), дайте им почитать книги по автостопу или хотя бы эту статью. Обычно с каждой новой удачной поездкой беспокойство родителей уменьшается и более-менее приходит к нормальному уровню.

Что касается езды автостопом в двойках, то, как ни странно, скорость перемещения таким образом не намного меньше, чем в одиночку, даже если это двое парней. К сожалению, при этом отсеивается большое число грузовиков и прочего транспорта с одним свободным местом для пассажира, а в кузов на оживленных дорогах практически не берут. Скорость перемещения двойки может возрасти, если ехать круглосуточно - пока один спит, второй поддерживает беседу, а потом сменяют друг друга. В целях безопасности особенно рекомендуется ездить в двойках девушкам.

Для первого раза лучше выбрать маршрут небольшой протяженности (100-200 км), причем желательно, чтобы он дублировался автобусами или электричками на случай эвакуации при неудаче. Надежнее и быстрее ехать по крупным дорогам федерального значения. Например, из Москвы можно съездить практически в любой сопредельный областной центр. Наиболее заезжена автостопщиками трасса М10 (Ленинградское шоссе). В литературе и неформальном фольклоре можно найти советы по прохождению отдельных ее участков и сведения о ключевых позициях. Для начала можно съездить хотя бы до Клина.

Теперь, когда маршрут выбран, нужно позаботиться о снаряжении и дорожном быте. Хорошее снаряжение должно обеспечивать в дороге приемлемый уровень комфорта и безопасности, а также способствовать хорошему стопу. Что касается комфорта, то тут вам виднее что одеть, напомню только, что нужно предусмотреть и возможно долгое торчание на дороге, и дождь с ветром, и случайную порчу надетого, и изменение погоды. В зимнее время я бы даже порекомендовал испытать одежду - постоять на холодном ветру пару часов, т.к. иногда можно недооценить коварство погоды при выборе снаряжения. Для повышения безопасности и лучшей видимости на дороге одежда должна быть как можно ярче. Всякая оригинальность в одежде, если она не пугает водителей, вызывает любопытство и увеличивает число остановившихся машин. Многие опытные автостопщики шьют себе специальные комбезы из ярко окрашенных материалов (акватэкс, техкапрон и др.), обычно оранжевого, желтого или желто-зеленого цвета, тем самым выполняя в той или иной степени все требования сразу. По поводу влияния выделяющейся внешности на конфликты с гопниками существуют два противоположных мнения. С одной стороны, опасность повышается из-за необычного вида, но с другой, как утверждают некоторые, снижается, так как гопники просто не воспринимают такого человека как нечто привычное, соответствующее их представлениям, а потому просто игнорируют. В любом случае выглядеть лучше по-походному, чтобы лишний раз не привлекать "таксистов" (так автостопщики называют водителей, практикующих подвоз за деньги). Девушкам необходимо помнить, что дорога - не место для демонстрации всякоразных прелестей и одежда должна соответствовать обстановке, т.е. быть свободной, удобной, не слишком откровенной. Декоративной косметикой лучше не злоупотреблять, если не хотите, чтобы вас спутали с дорожными проститутками.

    Для ночного стопа необходимо специальное снаряжение:

  1. Яркая одежда светлого цвета. Если нет снега, то оптимален белый цвет.
  2. Катафот (светоотражающая пластмасска, обычно велосипедная) в ладошку.
    Лучше пользоваться катафотом белого цвета, т.к. красные и оранжевые обычно ассоциируются с ДПС (ГАИ). К ладони катафот крепится на широкую резинку
    или прикручивается винтами-саморезами.
  3. Налобный фонарь с выключателем, выведенным на проводках в руку. Можно поставить на него красный или оранжевый светофильтры. Вместо фонаря можно использовать любые сходные световые приборы. Благоприятно влияют на стоп
    всякие гирлянды из лампочек или светодиодиков.
  4. Светоотражающие полосы (СОП). Их можно часто увидеть на форме ДПС и дорожников. Ночью в свете фар они обеспечивают видимость не менее чем за 200 м. Нашивать их рекомендуется так, чтобы избежать имитации ДПС, но все равно будьте готовы к тому, что вас частенько будут за них принимать. Если нет постоянной одежды, то СОПы можно не пришивать, а сделать кольцевые полоски на резинках или лупучках для рук и ног. К сожалению, достать СОПы не очень просто даже в крупных городах, а стоимость 1 метра пятисантиметровой полоски составляет около '$1.5-2. Обычно хватает 1,5-2 м. Поискать СОПы можно в ателье, шьющем одежду для дорожных служб и ДПС, магазинах спецодежды и т.п.

Если нет никакой светотехники вообще или она недостаточна, то стопить можно только по освещенным местам (посты, мосты, переезды, заправки и т.д.), иначе это не только неэффективно, но и опасно для жизни. Техника ночного голосования будет описана ниже.

Из прочих вещей, необходимых в дороге, нужно иметь атлас автомобильных дорог и аптечку. Желательно, чтобы атлас был поновее. Некоторые предпочитают брать в дорогу не атлас целиком, а отксеренные или перерисованные странички с нужным маршрутом. Также весьма полезно иметь с собой крупномасштабные карты городов и областей, которые планируется посетить. Аптечку можно составить по примеру автомобильной. В дополнение не помешает взять какое-либо средство для обеззараживания воды. Некоторые автостопщики берут в дорогу СВ (Си-Би) рацию. Её можно использовать для связи между собой при езде группой, а также для налаживания контакта с водителями дальнобойных фур - на некоторых из них (обычно на иномарках) стоят радиостанции. Однако, хорошая рация - относительно дорогая и не очень нужная для трассы вещь, особенно в глухих районах. Можно захватить в дорогу несколько кассет с приятной музыкой - она поможет расслабиться и скоротать дальний путь, когда иссякнут темы для разговора. Особенно любимы, как правило, русские исполнители, особенно Высоцкий.

Что касается средств самозащиты, то, прежде всего, нужно брать здравый рассудок. В дополнение можно прихватить что-нибудь простенькое, например перцовый баллон "Шок" - это повысит вашу уверенность, что и является основной целью, а также при случае поможет отпугнуть агрессивных собак.

Обязательно надо брать в дорогу документы. Лучше взять паспорт и что-нибудь нейтральное, например студенческий билет. Если требуют предъявить документы, то в незнакомом городе лучше сначала показать именно студенческий - меньше вопросов.

Еду надо брать исходя из планов поездки. При недолгих поездках без ночевки в палатке достаточно взять немного легкой, хорошо транспортируемой пищи и воды в пластиковой или металлической емкости. Крайне не рекомендуется употреблять в пути спиртное - это опасно для вас и неэтично по отношению к водителям. Иногда лучше взять денег и питаться в придорожных кафешках и населенных пунктах. В обжитых местах смерть от голода не грозит даже при полном отсутствии денег. Если вы собрались поесть в дороге, обязательно предложите водителю разделить трапезу. Если же водитель сам предлагает подкрепиться - не обижайте хорошего человека отказом, но и меру знайте. А еще лучше достаньте свою провизию и сделайте общий стол.

Всё снаряжение укладывается в рюкзак или в наплечную дорожную сумку. Рюкзак должен быть удобным, прочным и без проблем помещаться в машине. Сзади к нему можно прикрепить красный катафот. Обычно для путешествий автостопом без палатки и спальника вполне хватает рюкзака объемом 20-30 л. Если объем рюкзака мал, то практикуется прикрепление к нему снаружи дополнительных мешочков, что имеет свои удобства и недостатки. Использование вместо рюкзака изделий хозяйственно-бытового предназначения (пакеты, сумки, авоськи и др.) нежелательно, так как они не обладают достаточным удобством и надежностью, а, кроме того, подрывают ваш имидж как путешественника.

Ночлег может быть устроен либо в палатке, если таковая есть, либо без нее. Во втором случае в крупных населенных пунктах следует обpатить внимание на круглосуточные заведения (телеграфы, больницы, милицейские участки и т.д.) - там вполне могут дать переночевать. В сельской местности можно переночевать в стогу душистого сена или попроситься к кому-нибудь из жителей. Если рядом есть действующий монастырь, то стоит принять соответствующий богоугодный вид и идти к нему. При наличии уверенности и времени можно попытаться завести в городе новые знакомства прямо на улице или посетить местную тусовку неформалов. Наиболее же простым и надежным способом является предварительный поиск ночлега у родственников или знакомых в этом городе, если таковые имеются. При встрече с другими автостопщиками было бы хорошо ненавязчиво обменяться с ними телефонами людей, которые могут вписывать путешественников.

Более подробно вопросы быта путешественников освещены в соответствующей литературе. Наиболее близка из них к автостопной тематике "Практика Вольных Путешествий" Антона Кротова.

Вот и пришло время переходить от теории к практике и выходить на трассу. В теплое время года советую избегать заниматься автостопом в промежуток с вечера пятницы до утра понедельника включительно - в это время велик поток дачников и отдыхающих, машины которых забиты семьей или всяким добром, что не есть хорошо. Кроме того, вблизи крупных городов существует опасность попасть в пробку. Зимой же поток в это время обычно снижается.

Оказавшись на трассе, нужно выбрать позицию - место, на котором предстоит голосовать. Хорошая позиция должна обеспечивать видимость автостопщика с достаточного расстояния и располагаться так, чтобы остановившийся водитель не создавал аварийной ситуации и не рисковал повредить машину. Важную роль играет скорость машин на данном участке - чем она меньше, тем легче водителю остановиться, и тем больше ваши шансы на успех. Поэтому следует выбирать те участки, где машины снижают скорость - повороты, перекрестки, развязки, переезды, посты, дефекты дорожного покрытия. На двухуровневых развязках хорошей позицией будут "лепестки" и съезды. Не следует выбирать позицию на участке, где действует знак "Остановка запрещена" (красный крест на синем фоне), особенно в городе. Также нужно избегать стоять перед развилками менее чем за километр, т.к. в правую полосу при этом перестраиваются машины, собирающиеся свернуть. Если выбранная позиция уже занята другим автостопщиком, то нужно пройти некоторое расстояние дальше по направлению движения, чтобы не мешать ему. При наличии рядом заправки, стоянки или кафешки, посещаемой дальнобойщиками, можно попроситься ехать с ними.

Наиболее простым и традиционным жестом голосования является поднятая перпендикулярно телу рука с раскрытой к водителю ладонью. На Западе издавна используют жест в виде кулака с оттопыренным верх большим пальцем, однако, у нас он пока малоизвестен. Также на Западе автостопщики нередко используют табличку - лист картона, на котором крупными буквами пишется название нужного пункта, но в России этим способом пользуются мало, так как считается, что это привлекает "таксистов". Собственно, сам жест не столь важен, главное, чтобы он был бодрым и энергичным. Вообще вид автостопщика должен быть веселым и жизнерадостным. Помните, никому не нужны несчастные. Голосуя, необходимо быть уверенным в остановке автомобиля. Ни в коем случае не стоит уподобляться в голосовании "тюленям". Так называют среди автостопщиков людей, передвигающихся на попутках только по нужде, обычно на небольшие расстояния и за деньги. Их часто можно увидеть на улицах города. Это ироничное прозвище они получили за свой жест - лениво приподнятая рука с безвольно висящей кистью изрядно напоминает ласту. Эти люди практически не имеют отношения к автостопу в настоящем смысле этого слова.

При голосовании не нужно стоять неподвижно с постоянно поднятой рукой и глазами, устремленными вдаль, уподобляясь шлагбауму. Нужно выбрать из потока конкретную машину и голосовать именно ей, глядя водителю в глаза, чтобы он понял, что голосуют именно ему. Выбирать машину нужно исходя из тактики, интуиции и возможности водителя взять вас. Тактика может быть двух основных типов - перемещение на любое расстояние, какое будет предложено, вплоть до нескольких километров и ожидание проходных автомобилей, чтобы доехать с минимумом пересадок. В первом случае можно ехать медленно из-за частого попадания на невыгодные позиции, а во втором можно очень долго ждать. Очевидно, лучше всего найти золотую середину - движение по неким ключевым позициям, обычно крупным городам.

Никогда не стоит допускать плохие мысли о не остановившихся водителях - вам никто ничего не должен, даже более того, подбирая вас, человек всегда в известной степени рискует. Вообще, плохое настроение и мрачные мысли каким-то образом отражаются на внешности и передаются окружающим, отчего стоп сильно ухудшается.

В ответ на жест автостопщика водители нередко тоже показывают различные жесты, объясняющие причину неостановки. Например, жест, указывающий в сторону - "Скоро сворачиваю", круговые движения рукой - "Так вот, кручусь тут поблизости...", указывает на сиденье - "У меня тут кое-что поважнее тебя", "Напарник спит", машет рукой - "И тебе привет, парень ! ". Если же все проезжают мимо с каменными лицами, значит что-то вы делаете не так... Когда нужно уехать с этого проклятого места хоть на пару километров, то надо успеть быстро ответить жестом на жест. На первый, например, следует быстро показать такой же - "Мне тоже до поворота".

    При голосовании ночью опытные автостопщики рекомендуют такую тактику:

  1. "Несколько импульсов налобным фонарем, когда машина только появилась.
  2. Голосование катафотом в ладони (держать перпендикулярно свету фар), когда вы попадаете в свет фар машины, все это время импульсы фонарем.
  3. Если машина остановилась за вами (вы уже не в свете фар), полезно включить фонарь, чтобы водитель видел ваши перемещения.
  4. При разговоре с водителем не забывайте выключать фонарь, чтобы не светил в глаза.

Игра такова: Показалась машина; она быстро движется к тебе. Пока она еще сравнительно далека, пару раз мигни налобником. Скорость мгновенно сбрасывается до удобной для созерцания и остановки. Наличие СОПов усиливает этот эффект. Теперь. Спокойно смотришь на машину (давно кажется, что пора голосовать). В критический момент (водитель уже напряжен - что ты сделаешь? - нельзя позволить ему думать о твоем предложении к остановке, он должен принимать решение мгновенно) упругим жестом ты предлагаешь ему остановиться (ладошка с не красным катафотом чуть вперед, кулак здесь вовсе не работает). При этом должна быть абсолютная уверенность в себе и его остановке. Главное - чувство момента и уверенный жест. Как здорово сформулировал мой друг, стопщик должен сработать как неожиданно откинувшийся шлагбаум. Впрочем, уверенность и своевременность жеста в спортивной технике не менее определяющи и днем" (FAQ из RU.AUTOSTOP).

Что говорить водителю остановившейся машины? Первым делом необходимо его поприветствовать. Далее, если это личная машина (водители грузовиков денег никогда не берут), надо не только объяснить куда вам надо, но и дать понять, что хотите ехать без денег. Обычно на трассе (в отличие от города) подразумевается именно такой способ передвижения, особенно если сразу видно, что вы путешествуете. Потому, если водитель хочет денег, то обычно сразу говорит об этом. В этом случае не нужно упрашивать его, а лучше просто сказать "Извините, я автостопом" и распрощаться. Иногда, когда спрашивают: "Без денег?", можно сказать что, мол, да, автостопщик я - возможно вас подвезут на некоторое расстояние. Услышав лекции о том, что "сейчас за так никто не возит", улыбнитесь про себя - этот человек просто незнаком с действительностью. А. Нетужилов, проехавший автостопом более 70 000 км и побывавший в самых разных регионах России, приводит такую статистику для трассы: 4,5% - явные "таксисты", 88% - явные нетаксисты, остальные - колеблющиеся. В городе же ситуация обратная. Скорость перемещения автостопщика зависит в некоторой степени и от региона - где-то автостоп лучше, где-то хуже (например, вокруг курортных городов по понятным причинам широко распространен извоз за деньги), но есть везде.

Итак, первая фраза после приветствия должна быть расплывчатой, например, "Можно с Вами в сторону Биробиджана?" или "Можно с Вами сколько-нибудь по дороге?". В свете достижений НЛП, рекомендуется не применять обороты с частицей "не". Некоторые добавляют в конец указанных фраз "автостопом", на всякий случай конкретизируя способ перемещения.

В пути старайтесь поддерживать разговор, начатый водителем. Не упускайте возможности пополнить свой запас знаний новыми историями, сведениями о местных достопримечательностях и дорогах, мудрыми мыслями. Преимущество автостопа еще и в том, что он позволяет лучше понять характер данного региона и обстановку в нем, заботы и радости местного народа, а то и просто пополнить копилку житейской мудрости. Вам будут попадаться трактористы и академики, новые русские и депутаты, веселые и мудрые - вряд ли представится иная возможность поговорить с таким множеством разных людей. Неплохо было бы знать некоторое количество историй и анекдотов и уметь рассказать их к месту, но не менее важно и уметь слушать. Если же водитель молчит, попытайтесь завязать беседу - обсудите погоду, дорогу, машину, последние события и т.д. Впрочем, если разговор не ладится и водитель не расположен к беседе (некоторые, например, боятся отвлечься от дороги), то можно просто ехать в тишине под шум колес или поставить музыку. Иногда нужно просто выслушать человека, которому хочется поделиться с кем-то горем или радостью, новостью или недавним случаем из жизни - сделайте это со вниманием и пониманием. Следует быть осторожным при разговорах о политике, музыкальных и спортивных пристрастиях - тут вы можете легко не сойтись во мнениях.

Выходя, попрощайтесь и пожелайте счастливого пути. Проверьте, не забыли ли вы чего и не прихватили ли чего лишнего.

Кроме путешествий на автомобилях, автостопом ещё считается бесплатный проезд по договоренности в кабинах локомотивов и прочей ж/д техники, а также на грузовых и пассажирских судах (это называется автостопом второго и третьего рода соответственно). Помимо очевидных особенностей, в этом случае надо уметь утрясать проблемы не только с бригадой/командой, но и всевозможными диспетчерами и инспекторами, так как такой проезд обычно запрещен инструкциями. В этом отношении, чем глуше место, тем больше шансы на успех.

При наличии загранпаспорта и виз становятся доступными и путешествия за границу. Более подробно об этом можно узнать из книг или общаясь с теми, кто там уже побывал. Сделать это можно с помощью электронной почты и конференции RU.AUTOSTOP или посетив собрания автостопных клубов. Ижицы - место проведения
осенней и весенней Эльбы

В некоторых наиболее крупных городах России и ближнего зарубежья существуют неформальные клубы автостопа. В клубах занимаются обучением новичков, организацией гонок и экспедиций, а также просто общаются, обмениваются опытом. Два раза в год - весной и осенью - многие автостопщики собираются на тусовку, именуемую Эльбой, российская Эльба чаще всего проводится в Ижицах (посередине между Питером и Москвой). Если вы имеете компьютер с модемом, то получить более точную информацию о клубах и тусовках, а также задать все интересующие вас вопросы можно в той самой фидошной конференции RU.AUTOSTOP. Читать и писать туда можно также через Internet.

Огромную помощь в написании этой статьи оказали материалы, собранные на faq-сервере А. Нетужиловым и теми, кто ему в этом помогал. Отличная работа! Хочу особо поблагодарить А. Кротова и В. Шанина за их интересные и полезные книги, а также всех подписчиков RU.AUTOSTOP за дельные советы и приятную компанию.

Всем вам огромное СПАСИБО!

Желаю всем счастливого пути и удачи на дорогах !


Autostop FAQserver Псков